Тел. (495) 123-34-10
г. Москва, проезд Русанова, д. 25, корпус 1, помещение XIV
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Зачем в России со следующего года вновь поднимают акцизы на топливо

Со следующего года в России поднимают ставки акцизов на моторное топливо в полтора раза от текущего уровня. Это повышение ретранслируется в потребительские цены — на заправках. С одной стороны, автомобилистам из-за этого придется платить больше, с другой — эта плата станет подспорьем регионам для улучшения качества дорог.
Эту тему 3 сентября обсудили эксперты на «круглом столе», организованном «Парламентской газетой». Поводом стала новая редакция статьи Налогового кодекса (подписана президентом в июле), которая предполагает, что после снижения акцизов в июне этого года они вновь вырастут с 1 января 2019 года — с 8213 до 12 314 рублей за тонну бензина пятого класса (с учетом индексации на уровень инфляции) и с 5665 до 8541 рубля за тонну дизеля.
Увеличение акцизов приведет не только к росту цен (по ожиданиям Федеральной антимонопольной службы и минэнерго, он будет ограничен или близок к темпам инфляции), но и к увеличению доходов регионов, которые смогут улучшить местную инфраструктуру. А львиную часть денег на благоустройство дорог регионы должны найти сами, обратил внимание заведующий сектором «Промышленность и инфраструктура» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Доля налогов в конечной цене литра моторного топлива оценивается по-разному: например, в начале этого года ФАС говорила о 65 процентах (без структурной разбивки), а независимые отраслевые консультанты Vygon Consulting называли цифру 36 процентов по итогам 2017 года (доля акциза в цене — 7,5 процента). Российский топливный союз дает вдвое более высокую оценку — почти 70 процентов в виде налогов, около 20 процентов — акциз.
В прошлом году, вероятнее всего, доля налогов в цене могла составлять и 65 процентов, но сегодня она сократилась за счет того, что выросла в цене нефть, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он объясняет рост доли нефти в цене тем, что поднялись долларовые котировки, а курс рубля ослаб, из-за чего рублевая цена и повысилась. Летом это подтверждали и участники рынка: например, глава «Роснефти» Игорь Сечин оценивал рост цены сырья для переработки в 25 процентов.
На доход от уплаты топливных акцизов российские регионы смогут улучшить местные дороги
Во всех отраслях, которые имеют экспортную альтернативу (в том числе в топливной), Россия фактически живет в рамках валютного ценообразования, так как курс рубля к доллару или евро до сих пор включен в формулу расчета цен на продукцию первого передела, пояснила председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Тамара Канделаки. При этом потребитель — и население, и бизнес — живет в рублевой зоне, ведь его доход не привязан к курсу иностранной валюты. Нынешняя система налогообложения не учитывает этот диссонанс, считает Тамара Канделаки.
Эксперты согласны в одном: внутренняя цена на бензин и дизель с 2019 года может вырасти как из-за опосредованной привязки к цене на внешнем рынке, так и из-за роста акцизов, однако эффект на розничное звено можно самортизировать. В частности, если успеть до конца года на уровне правительства рассчитать, какой объем вычета по акцизу на нефть в рамках завершения налогового маневра будет действовать для каждого перерабатывающего завода, заключил Масленников.

От автора

Оставьте ваш комментарий